в виде шпаргалок
Перечень вопросов, выносимых на государственный экзамен по биологии
1. Предмет, задачи, методы и история развития физиологии. Физиология в системе биологических наук, а также её связь с естественно-научными дисциплинами (физика, химия, кибернетика, медицина).
2. Классификация и взаимодействие желез внутренней секреции. Гормоны, гормоноподобные вещества и их значение. Классификация, свойства, типы, механизм действия и физиологические функции гормонов. Гипоталамо-гипофизарная система.
3. Гипофиз. Производные передней, средней и задней долей гипофиза, их физиологическое назначение и механизмы действия. Нейрогуморальная саморегуляция аденогипофиза и последствия ее нарушения (гипер- и гипофункция).
4. Щитовидная железа. Влияние трийодтиронина (Т3) и тироксина (Т4) на функции организма. Регуляция деятельности железы. Гипо- и гипертиреоз.
5. Поджелудочная железа. Структура инкреторной части органа (островки Лангерганса). Синтезируемые ею гормоны, их физиологическая роль и механизмы действия. Гипо- и гиперфункции.
6. Гормоны надпочечников, их физиологическое значение. Надпочечники. Корковое и мозговое вещество. Производные хромаффинной ткани – адреналин, норадреналин, механизмы их действия и физиологическая роль. Гормоны коры надпочечников: минералокортикоиды, глюкокортикоиды, андро- и эстрогены. Роль половых гормонов сетчатой зоны коры. Проявление гипер- и гипофункции надпочечников.
7. Мужские половые железы, половые гормоны, их физиологическое значение, механизм действия. Гипер- и гипофункция половых желез.
8. Женские половые железы, половые гормоны, их физиологическое значение и механизм действия. Женский половой цикл и его стадии.
9. Состав, количество, свойства и основные функции крови: плотность, вязкость, осмотическое давление, активная реакция (pH). Состав и свойства плазмы крови. Белки плазмы крови, их классификация и значение. Буферные системы крови.
10. Эритроциты, строение, количество в крови и функции. Гемоглобин, его количество, строение и свойства. Соединения гемоглобина. Гемолиз и его виды. Скорость оседания эритроцитов (СОЭ) и факторы, влияющие на неё.
11. Лейкоциты, их виды, количество. Функции различных видов лейкоцитов. Понятие о лейкоцитозе и лейкопении. Лейкоцитарная формула. Иммунитет. Виды иммунитета. Антигены и антитела.
12. Тромбоциты, их строение, количество и функции. Процесс свертывания крови. Ретракция. Фибринолиз. Противосвертывающая система.
13. Группы крови. Система АВО. Резус фактор. Правила переливания крови. Кровезамещающие растворы. Современные представления о группах крови.
14. Функции органов пищеварения. Значение пищеварения и методы исследования. Типы пищеварения.
15. Пищеварение в полости рта. Механическая и химическая обработка пищи. Состав, количество и свойства слюны. Регуляция слюноотделения. Жевание, глотание.
16. Пищеварение в желудке. Состав и свойства желудочного сока. Роль соляной кислоты в пищеварении.
17. Пищеварение в 12-ти перстной кишке. Состав и свойства кишечного и поджелудочного сока. Регуляция секреции поджелудочной железы.
18. Роль печени в пищеварении. Состав и свойства желчи, ее образование, выделение и значение в пищеварении. Регуляция образования и секреции желчи.
19. Пищеварение в толстом кишечнике. Значение для организма микрофлоры толстого кишечника. Моторная деятельность толстого кишечника. Дефекация.
20. Пищеварительный центр. Физиологические механизмы голода и насыщения. Эндогенное и экзогенное питание.
21. Значение обмена веществ, его основные этапы. Анаболизм и катаболизм. Их взаимосвязь. Пластическая роль обмена веществ. Регуляция обмена веществ.
22. Обмен белков. Значение белков в организме. Азотистое равновесие. Положительный и отрицательный азотистый баланс. Биологическая ценность белков. Конечные продукты белкового обмена.
23. Обмен липидов. Значение липидов в организме. Жировое депо. Превращение липидов в организме. Конечные продукты жирового обмена.
24. Обмен углеводов. Значение углеводов в организме. Процессы анаэробного и аэробного распада углеводов. Запасы углеводов в организме. Содержание глюкозы в крови.
25. Витамины. Их общая характеристика. Физиологическое значение водорастворимых и жирорастворимых витаминов. Авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы.
26. Минерально-водный обмен. Значение и обмен минеральных веществ в организме. Важнейшие микроэлементы. Водный обмен, его значение. Физиологический механизм жажды.
27. Физиологические основы питания. Состав основных групп пищевых продуктов. Калорийность пищевого рациона. Энергетические нормы питания.
28. Принципы рационального и адекватного питания. Значение разнообразия пищи. Физиологическое обоснование режима питания.
29. Температура тела человека и ее суточные колебания. Изотермия, ее значение. Химическая и физическая теплорегуляция. Регуляция теплообразования и теплоотдачи.
30. Механизм мочеобразования (клубочковая фильтрация, канальцевые реабсорбция и секреция). Состав первичной мочи. Конечная моча и ее состав.
31. Эволюционное учение Ж.Б. Ламарка. Движущие силы и результаты эволюции по Ж.Б. Ламарку.
32. Ж.Б. Ламарк о взаимодействии организмов и среды. Законы Ж.Б. Ламарка.
33. Научные и общественно-экономические предпосылки возникновения дарвинизма.
34. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Учение об искусственном отборе. Ч. Дарвин о формах и причинах изменчивости как предпосылке создания культурных форм.
35. Ч. Дарвин о движущих силах эволюции. Естественный отбор и его результаты.
36. Формирование и развитие синтетической теории эволюции.
37. Генетические основы эволюции. Мутационная и комбинативная изменчивость и их роль в эволюции. Классификация и значение мутаций.
38. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Адаптивное и эволюционное значение модификаций. Морфозы.
39. Популяция как элементарная единица эволюции. Генетические и экологические характеристики. Половая, возрастная и пространственная структуры популяции и их адаптивное значение.
40. Закон Харди-Вайнберга и условия его выполнения. Причины нарушения равновесия частот аллелей и генотипов в популяции. Элементарное эволюционное явление и элементарный эволюционный материал.
41. Микроэволюция как результат взаимодействия направленных и ненаправленных факторов эволюции: мутационного процесса, дрейфа генов, миграции, изоляции и естественного отбора. Сравнительный анализ роли факторов в изменении генофонда популяций.
42. Экологические основы эволюции. Экосистема как арена борьбы за существование. Соотношение прямой и косвенной форм борьбы и их роль в эволюции.
43. Естественный отбор как основная движущая сила эволюции. Движущий отбор и его формы.
44. Стабилизирующий отбор и его формы.
45. Классификация и общая характеристика адаптаций как результата эволюции. Относительность и несовершенство адаптаций.
46. Развитие представлений о виде. Концепции вида. Критерии вида и применение их в систематике. Относительный характер критериев вида.
47. Аллопатрическое видообразование. Факторы и основные этапы аллопатрического видообразования.
48. Симпатрическое видообразование. Факторы и основные этапы симпатрического видообразования.
49. Изоляция как фактор видообразования. Изолирующие механизмы и формирование репродуктивной изоляции. Географическая и биологическая изоляция.
50. Макроэволюция и методы реконструкции филогенеза. Способы возникновения органического многообразия и формы филогенеза: дивергенция, конвергенция и параллелизм.
51. Соотношение индивидуального и исторического развития организмов. Биогенетический закон, его развитие, учение о филэмбриогенезах.
52. Различия биологического и морфофизиологического прогресса и их критерии. Биологический регресс и его критерии.
53. Основные пути достижения биологического прогресса: арогенез, аллогенез, катагенез. Закономерности и особенности арогенеза в эволюции живой природы. Ароморфозы.
54. Критерии и специфика живого. Уровни организации живых систем. Иерархичность как свойство живой природы.
55. Концепции абиогенеза и биогенеза в развитии представлений о происхождении живой природы. Гипотезы происхождения жизни.
56. Ранние этапы биологической эволюции. Основные ароморфозы на ранних этапах эволюции прокариот. Гипотезы происхождения эукариот.
57. Место человека в системе живой природы. Качественные особенности человека.
58. Основные этапы антропогенеза. Биологические и социальные факторы на разных этапах антропогенеза.
59. Расогенез и его факторы. Значение изоляции и дрейфа генов в происхождении политипизма у Homo sapiens. Адаптивное значение расовых признаков.
60. Практическое и общенаучное значение эволюционного учения. Идеи глобального эволюционизма и коэволюции сложных биологических систем как основа современной научной картины мира.
61. Деятельностный, личностно ориентированный, культурологический и компетентностный подходы в организации школьного биологического образования.
62. Содержание школьного биологического образования как система знаний, способов действий, эмоционально-ценностных отношений и опыта творческой деятельности.
63. Структура школьного биологического образования. Межпредметные и внутрипредметные связи как условие эффективности обучения биологии. Ретроспективные и перспективные связи.
64. Биологические понятия: их классификация, методика формирования и развития.
65. Методика формирования научного мировоззрения и экологической культуры учащихся при изучении биологии.
66. Воспитание в процессе обучения биологии. Методика формирования эмоционально-ценностных отношений к живым объектам.
67. Классификация и функции методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе обучения биологии.
68. Формирования приемов умственной деятельности учащихся. Методика выбора методов обучения биологии.
69. Активизация познавательной деятельности учащихся в системе обучения биологии.
70. Личностно-ориентированный подход в системе школьного биологического образования. Методика формирования творческой деятельности учащихся.
71. Современные педагогические технологии в системе школьного биологического образования.
72. Классификация форм обучения биологии по дидактическим целям и различиям в коммуникативном взаимодействии учащихся и учителя.
73. Структура, методика подготовки и проведения уроков освоения новых знаний по биологии.
74. Структура, методика подготовки и проведения уроков совершенствования и комплексного применения знаний и умений по биологии.
75. Структура, методика подготовки и проведения уроков систематизации и обобщения знаний и умений по биологии.
76. Структура, методика подготовки и проведения уроков диагностики и контроля знаний и умений по биологии.
77. Лабораторный практикум школьной биологии: лабораторные, практические работы, демонстрации, демонстрационные опыты, методика их подготовки и проведения.
78. Методика формирования умений в школьной биологии.
79. Внеурочная деятельность учащихся по биологии. Домашние работы в системе обучения биологии.
80. Методика подготовки и проведения школьных биологических экскурсий.
81. Внеклассная работа по биологии: факультативные занятия, учебно-исследовательская деятельность учащихся.
82. Классификация и дидактические функции средств обучения биологии.
83. Вербально-информационные средства и их использование при обучении биологии
84. Дидактические требования по подготовке урока с использованием средств обучения биологии.
85. Методика применения наглядных и аудиовизуальных средств обучения биологии.
86. Интернет–пространство и средства медиаобразования в системе школьного биологического образования.
87. Параметры образовательной диагностики. Формы, виды и методы контроля в системе обучения биологии.
88. Мониторинг учебных достижений учащихся по биологии.
89. Материальная база обучения биологии. Кабинет биологии. Уголок живой природы.
90. Школьный эколого-биологический комплекс: организация, отделы, виды работ учащихся.
Оставить контакты для покупки
Внимание! Вы можете приобрести любую из найденных Вами на сайте готовых работ за указанную стоимость. Если найденная Вами курсовая, отчет по практике, контрольная или дипломная работа не полностью соответствуют Вашему заданию, то Вы можете оценить стоимость доработки найденного задания до требуемого Вам содержания – это будет стоить значительно дешевле, чем
выполнение задания заново.
Кроме того, Вы можете приобрести часть найденной работы для последующего самостоятельного использования. Указанные на сайте цены не являются окончательными (возможно некорректное указание стоимости!) и в большинстве случаев подлежат изменению в сторону снижения (в зависимости от качества задания и ряда других факторов). Вы можете предварительно проконсультироваться с нашими менеджерами относительно уровня качества найденного подходящего задания.
Готовая контрольная, отчет, курсовая или даже дипломный проект могут быть получены Вами в течение считанных минут после оплаты. На этой странице Вы можете ознакомиться со способами оплаты готовых работ для жителей Беларуси, Российской Федерации и других стран.
ВЫХОДНОЙ ДЕНЬ!
Уважаемые заказчики, сегодня офис "Службы заказов научных работ" не работает. Мы заботимся о наших клиентах и обеспечиваем возможность срочно связаться с нами даже в субботу и воскресенье! Вы можете получить оперативный ответ в течение дня на Ваш заказ, сделанный через электронную почту или форму заказа, а также связаться с нашим дежурным менеджером по телефону.
Поздравляем всех, переведенных на последний семестр обучения! Приглашаем Вас заранее обратиться за дипломными проектами и работами, потому что это позволит выполнить их максимально качественно и даже делать их по частям. Помните, что весной загрузка сильно возрастет и лучше не затягивать!
31.01.2025
Уважаемые учащиеся ВУЗов, техникумов, колледжей и школ! Искренне поздравляем Вас с Новым годом и Рождеством, желаем Вам успешной учебы и карьерных достижений в следующем году. Мы работаем даже во время новогодних праздников, чтобы ничто не мешало Вам получать отличные оценки!
01.01.2025
Специально для тех, кто выпускается весной: оформите до Нового года заказ дипломной работы или проекта и получите гарантированную скидку в 10%! Напомните об акции после оценки стоимости услуг, чтобы убедиться в том, что наше предложение работает.
14.11.2024
Каникулы закончились и пришло время учебы? Не затягивайте с обращением к нам до зимы, лучше отдать на выполнение все задания сразу после установочной сессии и спокойно заниматься своими делами, получив заранее качественно подготовленные контрольные, курсовые и пр. задания.